Российский период

Российский период творчества Н. А. Матасова
(1993 — 2004 г.)

Наиболее ценным качеством Н. А. Матасова является его зоркость, умение видеть предмет, его зоркость. Особенно это заметно в многочисленных этюдах, разнообразных по содержанию и манере и неодинаковых по художественной ценности. Лучшие из них это не просто списанные с натуры изображения природы и человека. Матасов схватывает особенности мотива, видит характер и психологию человека. Это и делает его этюды осмысленными и активными. Поэтому полностью подчиняя этюд натуре, художник, однако, не скользит по её поверхности, удовлетворяясь только внешним правдоподобием. Эта внимательность к природе, постоянная этюдная работа и приверженность к живописной системе русского реализма ХIХ века делают его очень осмотрительным в расширении и обогащении выразительных средств его искусства. Он не из тех людей, кто безумно стал бы применять новые, не ставшие еще своими и пережитыми приемы. Период перестройки, который пережил художник в 60х годах, был длительным и мучительным. Это дало свои плоды — его образы обрели особую широту и полнокровную сущность. В его поздних работах появилась живописная цельность, единство холста. Цвет стал более насыщенным, разнообразным и прочувствованным. Также усилились в его работах декоративные качества. Конечно, и сейчас рядом с эффектно написанными работами, живопись Матасова выглядит несколько простоватой, лишенной внешнего лоска, что создает первичное впечатление ординарности. Но оно компенсируется глубиной психологического эффекта его картин. Он пишет пейзажи, портреты казаков, натюрморты с полевыми цветами.

Более подробные отзывы о творчестве Матасова смотрите здесь.